Наверх

История: 1960-1990 гг.

К началу 60-х годов «Гипротрубопровод» обладает значительными научно-производственными ресурсами и богатым опытом проектирования объектов трубопроводного транспорта.

В это время на специалистов института возлагаются особые задачи – разработка Генеральной схемы сооружения системы нефтепроводов «Дружба». Общая протяженность первой очереди системы («Дружба-I») составила 4665 км, а с учетом магистральных отводов – 5115 км.

Необходимо было провести изыскания и проектирование на территории каждой из участвующих стран. «Гипротрубопровод» успешно справился с функциями головной проектной организации. Инженеры института разработали проекты почти всех «советских» участков общей протяженностью 2278 км, а также отвод от Унечи до Полоцкого НПЗ протяженностью 450 км. Специалисты «Гипротрубопровода» неоднократно выезжали к своим иностранным коллегам для оказания технической помощи. При разработке проекта были приняты новые технические решения, такие как технология перекачки «из насоса в насос», применение труб большого диаметра (1020 мм), резервуаров большой вместимости (30 тыс. куб. м), автоматизация и телемеханизация насосных станций и многие другие. Создание международной системы нефтепроводов «Дружба» получило широкое общественное признание.


В 1967 году за успешное выполнение задания на разработку проекта нефтепроводов «Дружба» и большие достижения в области проектирования трубопроводных систем «Гипротрубопровод» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Коллектив института принимал активное участие в реализации международных проектов. Наиболее крупными из них стали проекты нефтепроводов в Ираке и Йемене, проекты нефтебаз в Афганистане, Вьетнаме, Анголе, Новой Гвинее, Алжире, разработка предложений по строительству нефтепроводов для Индии и Иордании, нефтепродуктопроводов для Лаоса, резервуарных парков для Кувейта и Турции.

Темпы строительства магистральных нефтепроводов в СССР 60-х годов стремительно наращиваются. В Западной Сибири открыты новые месторождения. «Гипротрубопровод» в кратчайшие сроки решает задачи по выводу нефтей из района Среднего Приобья в районы переработки. Объемы строительных работ огромны. Первые изыскания и наброски проектов были выполнены в январе 1964 года, а продолжались до конца 80-х годов, охватывая все новые территории – от Средней Оби до районов Крайнего Севера. Развитие нефтепроводного транспорта Западной Сибири два с половиной десятилетия велись широким фронтом с применением труб диаметром 1200 мм. Протяженность трасс составляла многие тысячи километров. По проектам института строятся магистрали Александровское – Анжеро-Судженск, Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Нижневартовск – Курган – Куйбышев, Сургут – Полоцк, Холмогоры – Клин и др. А кроме того, проектируются и строятся магистральные промысловые и межпромысловые нефтепроводы, обеспечивающие выход нефтей из северных районов Тюменской области в систему западносибирских нефтепроводов: Холмогоры-Сургут, Уренгой–Холмогоры, Тарасовское – Вынга – Пурское и др.

В ходе разработки проектов специалисты института создают типовые проекты насосных станций в блочно-комплектном и блочно-модульном исполнении. Их применение коренным образом изменило традиционные подходы к строительству. Новый метод в первую очередь был необходим для строительства в труднодоступных районах Западной Сибири.
В 80-е годы специалисты «Гипротрубопровод» выполняли завершающие работы по проектированию системы западно-сибирских нефтепроводов, продолжались работы по проектированию и строительству подводящих нефтепроводов из северных районов.

Возврат