Наверх

Всегда на стройплощадке

Дата публикации: 25 Марта 2016 Распечатать

ВСЕГДА НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

В подразделения, отвечающие за авторский надзор, действуют в структуре АО «Гипротрубопровод» уже более 50 лет. За это время сформировалась собственная школа контроля строительных процессов, сложились производственные традиции, был выработан оптимальный подход к решению самых сложных задач. Специализированные отделы существуют сегодня в нескольких филиалах института, а их работу координирует отдел по сопровождению авторского надзора.

В любом филиале института отдел авторского надзора — подразделение особое: каждый его специалист - «глаза и уши» проектировщиков на строительной площадке, гарант точного исполнения их решений, правильной технологической последовательности работ, своевременного устранения нарушений. В уютных офисных кабинетах эти люди бывают нечасто. Их задача - постоянно быть на объекте, контролировать все действия подрядчика.

НА ВАХТЕ

– Сутки у меня расписаны по минутам, все очень похоже на сюжет фильма «День сурка», – улыбается инженер Анатолий Кушнарев (филиал «Москвагипротрубопровод»), работающий в условиях Крайнего Севера. – Порядок строгий, от него не отступишь, но по-другому нельзя. Действуем четко по инструкции, по согласованным планам. Импровизациям в нашем деле места нет.

Обычно с 8.00 до 10.00 часов утра работаю с электронной почтой, которая поступила за предыдущий день. Разница во времени с Москвой немаленькая – письма часто приходят глубокой ночью. Параллельно решаю текущие вопросы. Затем совершаю обход стройплощадки, по его итогам уточняем с коллегами все детали строительного процесса. Во второй половине дня проверяю исполнительную документацию, снова обхожу площадку, а дальше до самого вечера отрабатываю вопросы с отделами института, готовлю согласования со специалистами, составляю ежедневный отчет, оформляю Журнал авторского надзора и т.д.

– Все наши сотрудники имеют высокий уровень подготовки, – рассказывает начальник отдела авторского надзора филиала «Москвагипротрубопровод» Вячеслав Клишунов. – Перед отправкой на объект специалисты проходят подробный инструктаж и проверку на знание рабочей документации, этот экзамен они должны сдать на «отлично».

Одна из первых задач представителя проектного института на объекте – проверка соответствия актуальной рабочей документации варианту, который находится в производстве. Инженер авторского надзора должен не просто отслеживать процесс строительства, но и постоянно контролировать соблюдение проектных решений.

ПРОФЕССИОНАЛЫ

Подготовка инженера такого уровня – дело не одного года, вырастить необходимое количество молодых специалистов только в АО «Гипротрубопровод» невозможно. Поэтому в отделы авторского надзора нередко принимают людей с немалым производственным стажем, прошедших не одну большую стройку. Многие из них занимали руководящие должности, а значит, умеют быть принципиальными и убедительными, прекрасно владеют техническими терминами и аргументацией и в ходе работы контрольных комиссий проявляют свои лучшие профессиональные способности, качества и навыки.

В отделах авторского надзора есть сотрудники, имеющие стаж в строительстве по 25, 30 и более лет.

– Я еще школьником сам соорудил пристройку к родительскому дому, оборудовал там комнату для себя, – вспоминает Анатолий Кушнарев. – Потом был институт, популярные в то время стройотряды, подработки в свободное время, а профессионально я начал работать в 1980-м на Байкало-Амурской магистрали, которую вспоминаю до сих пор. Дальше было множество объектов в Сибири, Казахстане, на Урале, в том числе и ВСТО-1, и ВСТО-2. Сегодня осуществляю авторский надзор на участке от НПС № 2 до 358-го километра трубопроводной системы Заполярье – Пурпе.

Анатолий Кушнарев уверен: все сложные вопросы с подрядчиком можно решить. – Нужно быть принципиальным, особенно в отстаивании проектных решений, влияющих на безопасность при строительстве и эксплуатации объектов «Транснефти», – поясняет он.

БРОНЕБОЙНЫЕ АРГУМЕНТЫ

Владимир Богданов, коллега Анатолия Кушнарева, также инженер отдела авторского надзора филиала «Москвагипротрубопровод», работает сегодня на другом конце страны – на НПС № 29 (ВСТО). Стаж у него огромный – 45 лет. Секретов на площадке для него нет, все тонкости профессии он знает отлично, так что любые недоделки подрядчиков обнаруживает без проблем. Но, конечно же, все не так просто.

– В соответствии с регламентом авторский надзор на некоторых объектах проводит выборочный контроль технологии и качества работ вместе с представителями заказчика и строительного контроля. А при выполнении технически сложных работ, связанных с монтажом ответственных конструкций и оборудования, приходится детально контролировать весь технологический процесс выполнения работ, своевременно выявляя отступления от проекта производства работ, технологических карт, и заранее информировать об этом строительного подрядчика с целью предотвращения возможных нарушений. Поэтому нам, представителям авторского надзора, необходимо владеть знаниями технологий и методами производства работ и давать конкретные ссылки на нормативную документацию при отстаивании своей позиции.

С таким мнением согласен и Сергей Шуев, имеющий немалый опыт работы на руководящих должностях. До прихода в «Гипротрубопровод» он был генеральным директором деревообрабатывающего предприятия, а трудовую деятельность начинал в 70-х на Братской ГЭС. Сегодня место его «дислокации» – ГНПС № 1 «Куюмба» нефтепровода Куюмба – Тайшет:

– Главная задача наших специалистов – создать такую атмосферу на объекте, при которой руководители подрядной организации просто не будут иметь морального права на нарушения. Они должны видеть в представителе авторского надзора партнера-производственника, настроенного на общий результат, а не надзирателя, – убежден он.

И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Как уже говорилось, действия специалистов подчинены главному – не допустить отступлений от проекта. Но если подрядные организации по какимто причинам хотят внести в него изменения, все должно быть согласовано с проектировщиками и заказчиками. Во избежание нарушений некоторые работы инженеры контролируют особенно пристально, дотошно, вникая во все до мелочей.

– Например, сложно было проконтролировать установку буроопускных свай на ГНПС № 1 «Куюмба», – рассказывает Сергей Шуев. – Бурильные машины использовались круглые сутки, а значит, чтобы обеспечить высокое качество скважины, инженер должен был день и ночь наблюдать за действиями строителей, за работой техники. Не секрет: от качества скважин и свай зависит качество фундамента, который не должен дать просадку даже через много лет. Мы выдержали график, отследили весь процесс обустройства фундаментов, особенно внимательно наблюдали за резервуарными площадками. Все было сделано в соответствии с проектом.

Понятно, что работу инженера авторского надзора легкой не назовешь, ведь человек – явно или неявно – противостоит в одиночку целому коллективу строителей, которые нередко преследуют свои цели.

– Мы стараемся менять места пребывания наших специалистов, – говорит Вячеслав Клишунов, – другое дело, что возможностей для маневра здесь не очень-то много. Лишних людей нет, даже заменить человека на время отпуска сложновато.

НА МЕСТЕ НЕ СИДЯТ

Производственная биография инженера авторского надзора складывается нередко самым причудливым образом. Инженеры переезжают с дальневосточных объектов на далекий Север, обеспечивают надзор на берегах Волги и Иртыша, на Черном море и на Балтике…

Анатолий Кушнарев долгое время контролировал строительство объектов ВСТО-1 и ВСТО-2, переезжая из Тайшета в Сковородино, наблюдал укладку линейной части и возведение площадочных сооружений. Потом работал на черноморском побережье, теперь перебрался в Заполярье. Шутит, что Карское море не хуже Черного, а Обская губа – неплохое место для санатория.

Не засиживается в офисе и Вячеслав Клишунов. Совсем недавно он в течение двух недель совершал проверку работы подчиненных на объектах Восточной Сибири. Его путь пролег от ГНПС № 1 «Куюмба» до ГНПС № 21 «Сковородино» и обратно. Заснеженные дороги сибирской тайги, трескучий мороз, самолеты, вертолеты, автомобили, поезда, вездеходы – всего почти 4 тыс. км.

– Конечно, такие длительные командировки случаются нечасто, – отмечает Клишунов. – Но примерно 30–40% рабочего времени провожу на объектах, отправляюсь туда, где работают наши специалисты. А последний протяженный маршрут связан с тем, что в структуре АО «Гипротрубопровод» произошли некоторые изменения: часть специалистов из обособленных подразделений перешла в наш отдел, нужно было их проконтролировать, организовать работу.

Многие сотрудники отдела за время работы в АО «Гипротрубопровод» могут так ни разу и не встретиться друг с другом, хотя их имена будут стоять рядом в рабочих отчетах и табелях, реестрах и ведомостях…

А для них самих местом работы на долгие годы останется стройплощадка, а главной целью, за которую стоит бороться, – надежное соблюдение проектных решений.

Читать полностью

 

Материал предоставлен Отделом научно-технической информации АО «Гипротрубопровод»

Трубопроводный транспорт нефти, № 3 за 2016 год