Наверх

На передовой проектирования

Дата публикации: 30 Июня 2016 Распечатать

На передовой проектирования

 

В июле 1961 года фактически было положено начало развитию нового производственного направления в промышленной истории Нижнего Поволжья – в Волгограде была образована первая проектная организация нефтяной отрасли, которая стала отправной точкой для формирования в будущем крупных профильных структур, таких, как «Транснефтепроект», «Гипронефтетранс» и «Нефтепродуктпроект», позже ставший головным проектным институтом АК «Транснефтепродукт», а в настоящее время – филиалом АО «Гипротрубопровод».

Начало 60-ых – время мощного штурма новых рубежей добычи «черного золота». Открытие богатых месторождений и производственный рост в отечественной «нефтянке» обеспечивает ускоренное развитие сопряженных направлений, в первую очередь транспортной логистики.

Инженеры-проектировщики с волжских берегов трудятся в это время в Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, в Оренбургской, Челябинской, Тюменской, Иркутской областях, в Дагестане, Башкирии и Татарии. Вскоре организация насчитывает уже 250 человек и напрямую подчиняется Главнефтеснабу РСФСР.

Как вспоминают ветераны отрасли, становление предприятия проходило непросто. Не хватало специалистов, не было оборудования, нужных приборов. Часто людей обучали профессии непосредственно на рабочих местах, в полевых условиях.

В этот период волгоградцы разрабатывают автоматизированные станции налива нефтепродуктов в автоцистерны, занимаются проектами реконструкции нефтебаз и механизированных складов, готовят предложения по развитию системы нефтепродуктообеспечения РСФСР, размещению сетей АЗС в центральных и восточно-сибирских регионах страны. По нескольким районам были подготовлены генеральные схемы размещения АЗС, а на Дальнем Востоке – нефтебаз. Выполнение этих работ было невозможно без детального изучения действующей транспортной сети и перспективных планов ее развития, исследования условий строительства, потребностей регионов в нефтепродуктах. Как свидетельствуют документы, в это время волгоградцы формировали до 30 проектов автозаправок в месяц!

Позже они принимают участие в строительстве имеющего важное народно-хозяйственное значение нефтепродуктопровода Магадан – Палатка – Атка для снабжения нефтепродуктами Магаданской области. Эту транспортную магистраль, учитывая природно-климатические и геологические условия строительства, наличие вечной мерзлоты, заболоченность и бесчисленное количество водотоков, специалистами института предлагалось строить надземно, «змейкой», на опорах оригинальной конструкции.

Особым испытанием для волжских инженеров стало проектирование магистрали Уфа – Западное направление. Проект включал в себя линейную часть (1260 км), семь отводов к нефтебазам (общая протяженность – 209 км), 10 насосных станций, наливной пункт, 26 переходов через крупные водотоки, в том числе через Волгу и Белую, 10 жилых поселков. Все работы были успешно выполнены.

Для нынешних специалистов филиала «Волгоградгипротрубопровод» остаются памятными проекты нефтебаз, построенных по маршруту БАМа, а также в Молдавии, Армении, на Ставрополье, в Чеченской республике, Латвии, Литве; магистральных нефтепродуктопроводов Пенза – Саранск, Воронеж – Белгород, Курган – Тюмень, Минусинск – Кызыл, Мажейкяй – Вентспилс, Белгород – Сумы, Синеглазово – Свердловск, Орел – Курск, Горький – Новки, Новки – Рязань – Тула – Орел, МНПП Второво – Приморск и других, нефтебаза супертанкеров в республике Куба «Матансас».

Находясь в составе АО «Гипротрубопровод», генерального проектировщика в системе «Транснефть», волжские проектировщики остаются флагманами в разработке проектов строительства отечественных продуктопроводов и вместе с головной организацией и другими филиалами «Гипротрубопровода» решают важные задачи развития нефтетранспортной системы страны.

Несомненными достижениями специалистов института за последние несколько лет как с производственной, так и с научно-технической точки зрения по праву считается создание проектов крупнейшей нефтепроводной системы современности – Восточная Сибирь – Тихий океан (ТС ВСТО), Балтийской трубопроводной системы, нефтепроводов Сковородино – граница КНР, Пурпе – Самотлор и самого северного нефтепровода Заполярье – Пурпе, который проложен в необычайно сложных природно-климатических и геологических условиях, что потребовало принятия абсолютно новых, нестандартных для российской практики технических решений. Реализация данных проектов ОАО «АК «Транснефть» позволило значительно расширить транспортные возможности отрасли.

В настоящее время специалисты АО «Гипротрубопровод» занимаются проектами нефтепродуктопроводов «Юг» и «Север», комплексной реконструкцией перевалочного комплекса «Шесхарис».

В прошлом году, по оценке авторитетного британского аналитического агентства Plimsoll, организация стала абсолютным лидером по объемам продаж среди российских предприятий, занимающихся проектированием трубопроводов в нефтегазовой отрасли. Его доля в этом сегменте рынка составила 26%.

По словам генерального директора АО «Гипротрубопровод» Александра Горохова, объем выполняемых институтом проектно-изыскательских работ за последние четыре года увеличился более чем в два раза. Такие результаты достигнуты благодаря поэтапному планированию всех видов производственной деятельности, совершенствованию технологий и методов проектирования, слаженной работе коллектива.

Проектный институт занимается не только разработкой проектов нового строительства, но и активно разрабатывает проекты технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта действующих трубопроводных систем, часть которых приходится на долю волгоградского филиала.

АО «Гипротрубопровод» сегодня объединяет одних из лучших специалистов в области выполнения проектно-изыскательских работ, создав профессиональные филиалы в восьми городах России, среди которых волгоградское подразделение занимает достойное место, являясь надежным проектным центром на юге России.

Материалы

предоставлены Отделом научно-технической информации

АО «Гипротрубопровод»

Волгоградская правда