Наверх

АО «Гипротрубопровод»: планы, ставшие реальностью

Дата публикации: 30 Ноября 2016 Распечатать

В XXI веке на карте трубопроводного транспорта нефти Российской Федерации произошли серьезные изменения, нефтепроводные магистрали впервые в истории соединили восток и запад страны, протянулись к российским берегам Финского залива, пересекли границу Северного полярного круга. АО «Гипротрубопровод», выполняя задачи, поставленные ПАО «Транснефть», обеспечило реализацию фактически всех крупных проектов современности.

Более 75 лет институт является ведущим проектным предприятием отрасли. История его началась в 1939 году с небольшого московского треста, а в настоящее время АО «Гипротрубопровод» осуществляет функции генерального проектировщика по выполнению проектно-изыскательских работ и проведению авторского надзора на действующих и строящихся объектах ПАО «Транснефть». Институт представлен в Москве (головным офисом с филиалами «Москвагипротрубопровод», «Инженерные изыскания», «Центр проектирования систем автоматизации и связи»), филиалами в Омске, Уфе, Тюмени, Самаре, Казани, Волгограде и Краснодаре.

Среди несомненных достижений коллектива — создание проекта одной из крупнейших нефтепроводных систем современности — Восточная Сибирь — Тихий океан (ТС ВСТО), а также Балтийской трубопроводной системы, ТС Заполярье — Пурпе — Самотлор, нефтепровода Куюмба — Тайшет, нефтепродуктопровода «Юг». В ходе формирования данных проектов разрабатывались и внедрялись инновационные строительные технологии и конструкции, соответствующие высокому уровню современного научно-технического промышленного производства.

В 2014 году специалисты института в составе авторского коллектива компании «Транснефть» стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники «за разработку нового поколения строительных технологий и конструкций, их промышленное производство и внедрение на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сложных геоклиматических условиях России».

Всего за последние пять лет АО «Гипротрубопровод» получило 19 патентов на изобретения и полезные модели в области проектирования линейной части магистральных нефтепроводов, резервуаров, магистральных нефтеперекачивающих станций и 8 свидетельств на программные комплексы в области проектирования и выполнения расчетов трубопроводных систем, сопровождения проектной деятельности института.

Проверка на профессионализм

Сегодня для инженеров АО «Гипротрубопровод», кажется, уже нет нерешаемых задач — построенные по проектам института нефтепроводы ПАО «Транснефть» активно эксплуатируются в разных регионах страны, как правило, в очень суровых климатических и геологических условиях.

Почти половина объектов нефтепровода Заполярье — Пурпе, «подключившего» месторождения Крайнего Севера к основной транспортной системе, расположена за границей Северного полярного круга. Для этой трубопроводной системы потребовался более сложный теплогидравлический расчет, так как в соответствии со смелым технологическим решением около 300 км трассы из 485 км проложено над землей на специальных опорах. Специалисты АО «Гипротрубопровод» изучили аналогичный мировой опыт строительства трубопроводных систем с надземной прокладкой, в том числе Трансаляскинского нефтепровода (США). В результате российские инженеры не просто усовершенствовали достижения коллег, а разработали свой оригинальный проект.

Надземная прокладка обусловила ряд новых конструктивных и технологических решений, таких как обустройство специальных компенсаторных узлов на линейной части, применение термостабилизаторов для обеспечения требуемой несущей способности многолетнемерзлого грунта и многие другие. Также на опорах построены и две нефтеперекачивающие станции с резервуарными парками — ГНПС № 1 «Заполярье» и НПС № 2 «Ямал». На ЛПДС «Пурпе» возведено четыре товарных резервуара по 20 000 м3 и два РВС по 5000 м3 для аварийного сброса нефти.

Северная нефть отличается высокой вязкостью из-за парафиновых соединений — температура ее застывания колеблется от +4 до +14оС, поэтому для обеспечения бесперебойной транспортировки на трассе построено восемь пунктов подогрева нефти (ППН).

ППН включают в себя котельные, которые работают как на нефти, так и на природном газе. Здесь применено инновационное техническое решение. Вместо прямого нагрева нефти в печах установлены подогреватели с термальным маслом, которое, разогреваясь в котлах, достигает температуры 180оС и, циркулируя по трубам в теплообменниках, производит подогрев. Максимальная температура нефти на выходе +55оС. Тепловая мощность самого крупного ППН составляет 60 МВт.

От Куюмбы до Козьмино

В настоящее время ПАО «Транснефть» осуществляет реализацию очередного технологически сложного проекта, разработанного в АО «Гипротрубопровод».  Готовится к запуску нефтепровод Куюмба – Тайшет, по которому будут производиться поставки нефти Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений в транспортную систему ВСТО.

Для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации будущего нефтепровода в АО «Гипротрубопровод» максимально учитывался опыт проектирования, результаты применения технологических решений и эксплуатации аналогичных объектов на нефтепроводах ВСТО-1, ВСТО-2, Пурпе — Самотлор, Заполярье — Пурпе. Маршрут проложен по труднодоступным участкам, территориям с многолетнемерзлыми грунтами, участками с развитием опасных геологических процессов и районом распространения карста.

Воздушное лазерное сканирование (ВЛС) трассы будущего нефтепровода с аэрофотосъемкой позволило выявить места распространения опасных геологических процессов, проанализировать характер распространения карста. Также с помощью ВЛС были выявлены русловые процессы, произведено трассирование линейной части МН, подъездных дорог, определено расположение мостов, паромной переправы и других объектов.

В ряду инновационных решений, примененных при проектировании трассы Куюмба — Тайшет, в первую очередь необходимо выделить использование метода агрегирования магистрального насосного агрегата с частотно-регулируемым приводом (ЧРП), что позволило повысить рабочее давление на выходе НПС при сокращении числа насосных станций, а также увеличить экономичность и энергоэффективность насосной системы в целом.

Также впервые была использована так называемая безамбарная технология, которая предполагает более частое размещения узлов запорной арматуры (УЗА) на линейной части нефтепровода. В соответствии с нормами проектирования задвижки должны располагаться на расстоянии не более 30 км, но для обеспечения большей надежности и безопасности эксплуатации трубопроводной системы разработчики сократили шаг в среднем до 13 км, что значительно упростило проведение ремонтных работ, так как фактически позволило избежать применения амбаров для слива нефти.

Кроме того, были предусмотрены технические решения по линейной части нефтепровода с учетом обеспечения оптимальных параметров надежной и безопасной работы нефтепроводных объектов и технологического оборудования в период эксплуатации.

Дистанционный контроль, управление и защиту нефтепровода Куюмба — Тайшет обеспечит Единая система управления (ЕСУ), которая создается по аналогии с ЕСУ ТС ВСТО и ВСТО-2. Для этого организуются два территориальных диспетчерских пункта: основной — в Братске и резервный — на НПС «Речушка».

Пристальное внимание уделяется ПАО «Транснефть» и АО «Гипротрубопровод» охране окружающей среды. Для полного исключения воздействия магистрали на существующие особоохраняемые территории в процессе выбора маршрута следования ось нефтепровода была отнесена на 1,5 км от границ федерального заказника «Богучанский» в Красноярском крае, а также для исключения возможного влияния промышленных объектов на населенные территории был выполнен перенос подводного перехода через Ангару на 15 км от села Богучаны и произведена перетрассировка маршрута в обход города Тайшета.

Качество всегда в приоритете

Особое внимание в институте всегда уделялось качеству проектной документации. Еще в 2002 году «Гипротрубопровод» первым из всех организаций «Транснефти» получил сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:1996, позже — требованиям новых версий государственного стандарта (2001 и 2008 годов).

В 2012 году был получен сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 в системе DQS/ ДЭКУЭС в области разработки проектной документации и выполнения инженерных изысканий для нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа, который был подтвержден в сентябре 2016 года.

Кроме того, институт неизменно проходит ежегодные внешние аудиты. На предприятии утверждена «Политика в области качества проектирования АО «Гипротрубопровод».

Для повышения качества выпускаемой проектной документации в институте внедряется программа ресурсного планирования производственной деятельности, которая основывается на оптимальной загрузке подразделений. Для выполнения приоритетной задачи — сохранения на высоком уровне профессиональной квалификации работников — около 70% сотрудников института ежегодно повышают свой профессиональный уровень в различных учебных заведениях.

Богатый опыт проектной деятельности АО «Гипротрубопровод», высокий профессиональный уровень специалистов, использование передовых технологий не только позволяют уверенно применять комплекс организационно-технических и конструкторско-технологических решений при проектировании объектов трубопроводного транспорта и обеспечивать высокое качество всех видов работ, но и максимально точно, в сжатые сроки выполнять требования технических заданий ПАО «Транснефть» и организаций-заказчиков.

Читать полностью

Oil and Gaz Journal, № 11 2016