Наверх

Весна патриархов

Дата публикации: 08 Августа 2014 Распечатать

ВЕСНА ПАТРИАРХОВ

В ГОД 75-ЛЕТИЯ «ГИПРОТРУБОПРОВОДА» СВОИ ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮБИЛЕИ ОТМЕЧАЮТ ТЕ, КТО СТОЯЛ У ИСТОКОВ ИНСТИТУТА. СТАЖ РАБОТЫ В ОТРАСЛИ У КАЖДОГО ИЗ НИХ ПЕРЕВАЛИЛ ЗА ПОЛВЕКА, НО НИКАКИЕ «ОСЕННИЕ» ДУМЫ ПАТРИАРХОВ НЕ ПОСЕЩАЮТ. ПЕРЕЖИВАЯ ТВОРЧЕСКУЮ ВЕСНУ, ОНИ НЕ ТОЛЬКО ОХОТНО ПЕРЕДАЮТ СВОЙ БОГАТЫЙ ОПЫТ МОЛОДЕЖИ, НО И ПРОДОЛЖАЮТ ПЛОДОТВОРНО ТРУДИТЬСЯ НАД НОВЫМИ ПРОЕКТАМИ.

МЭТР

Коллеги говорят: Беккер просто «заряжен» на изобретательство, он не признает вообще никаких шаблонов. К любому проекту подходит творчески, этому учит и молодежь, поэтому под опекой Беккера воспиталось уже не одно поколение талантливых специалистов.

Главный технолог ОАО «Гипротрубопровод» Леонид Беккер отметил в этом году свой трудовой юбилей – 50 лет работы в институте. А общий стаж в отрасли составляет 54 года. Начинал будущий почетный нефтяник Российской Федерации в «Гипроспецпромстрое» в шестидесятом. Через несколько лет это проектное предприятие влилось в «Гипротрубопровод». Только один раз в жизни Беккер менял место работы. В 2007 году по распоряжению компании он был переведен на работу в ОАО «ВНИИСТ» для усиления проектного направления. Но уже через год вернулся в родной институт.

Леонид Маркович прошел все ступени необходимого для специалиста профессионального роста: инженер – старший инженер – руководитель группы – главный специалист – главный технолог технологического отдела – главный технолог ОАО «Гипротрубопровод». Говорит, что к высоким должностям никогда не стремился и не считает себя администратором – «просто нужно стараться быть полезным на своем месте».

Для отрасли Беккер – легенда. И вовсе не из-за фантастического стажа. Его идеи и разработки воплощались в проектах начиная со строительства нефтяных магистралей в 60–70-х годах. Его предложения учитывались при строительстве известных и значимых для страны нефтепроводов, ставших нашей историей: Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Холмогоры – Клин, Сургут – Полоцк. И в современных ВСТО-1, ВСТО-2, БТС, БТС-2, КТК, Заполярье – Пурпе вложены его новации, находки, конструкторские разработки.

– Основная задача нашего небольшого коллектива – отслеживать верность технических решений, которые разрабатываются смежниками: технологическим отделом института и отделами в филиалах, – рассказывает Леонид Маркович. – Мы предлагаем принципиальные проработанные решения, которые потом детализируются в других подразделениях. Далее мы анализируем правильность выполнения технологических схем, точность данных и т.д. В 90% случаев мы закрываем сложные проблемы, возникающие у эксплуатирующих предприятий в ходе проведения экспертизы технических заданий. Причем значительная часть этих вопросов не включена в производственный план работ. Бывает, что они возникают внезапно, часто это нестандартные ситуации, не предусмотренные проектом рабочие моменты. У Леонида Беккера более двадцати научных статей и около полутора десятков авторских свидетельств. Некоторые из последних разработок выполнены совместно с молодыми коллегами.

ИНЖЕНЕР, ПУТЕШЕСТВЕННИК, АРБИТР

Главный специалист отдела экспертизы проектной документации Леонид Зайцев – настоящий патриарх института. В прошлом году он отпраздновал свое 80-летие, в следующем отметит 50-летие работы в ОАО «Гипротрубопровод». Его общий трудовой стаж составит 60 лет!

В таком почтенном возрасте многие к компьютеру даже не подходят, а Леонид Абрамович легко работает с Excel и другими прикладными программами, анализирует проектные разработки. Его главная задача – проверка проектно-сметной документации на соответствие федеральным техническим нормам, корпоративным регламентам.

В среднем за день главный специалист Зайцев выполняет три-четыре непростых технических задания. В день нашей встречи он рассматривал проект необслуживаемого тоннеля между площадкой «Грушовая» и перевалочным комплексом «Шесхарис», план реконструкции НПС «Южный Балык» и возможность защиты от превышения давления на НПС «Самара». Распределяя нагрузку, никаких скидок на возраст руководство не делает, да и сам Леонид Абрамович никогда бы себе их не позволил.

– Я в своей жизни ничего не стал бы менять, – размышляет он. – Если бы даже была возможность вернуться назад во времени, я бы поступил ровно так же, как и тогда. Мне нравится заниматься своей профессией, мне нравится вставать каждое утро и идти на работу. Может быть, внес бы некоторые корректировки, связанные с судьбой родных и близких, а по существу оставил бы все так, как было.

«Корректировки» – это мягко сказано. В страшном 1937-м у четырехлетнего Лени сначала арестовали отца, затем – мать. Больше их мальчик никогда не видел. Его определили в детский дом, потом забрали на воспитание дальние родственники. Леонид очень рано понял: чтобы чего-то добиться, он теперь всегда и во всем должен быть лучшим – в школе, в спорте, потом – в вузе, на работе.

Защитив диплом, попал в 1955 году в Ленинградский НИИ токов высокой частоты, после перешел в московский институт «Гипроводхоз», который занимался ирригацией маловодных плодородных почв и в Советском Союзе – в Молдавии, Средней Азии, и за рубежом – во Вьетнаме. Опыт работы с ирригационными системами очень пригодился молодому инженеру, когда в 1960 году он попал в нефтепроводную отрасль. – Когда я работал в мелиорации, хорошо изучил гидравлику, – вспоминает Зайцев. – Она, конечно, там несколько проще, чем в нефтепроводных комплексах, но основы этой науки, скажем технологическое устройство насосов, сумел хорошо изучить. Вместе с автоматикой насосных станций для подачи воды на поля молодой инженер освоил и новое направление – телемеханику, комплексы технических средств контроля и управления объектами на расстоянии с помощью специализированных каналов связи. Все это понадобится через несколько лет, когда в «Гипротрубопроводе» ему поручат заниматься внедрением систем дистанционного управления на объектах нефтяных магистралей. Сегодня Зайцев – автор семи книг и более сорока статей по вопросам автоматизации нефтепроводов. Как-то Леонид Абрамович подсчитал: за время своей профессиональной деятельности он провел в командировках около двенадцати лет чистого времени, останавливал- ся более чем в 1200 гостиницах и совершил более 800 авиаперелетов. Впрочем, тяга к новым впечатлениям и путешествиям не пропала и сейчас. На работе ветерана щадят и в далекие края не отправляют, зато он сам успешно «отрабатывает километраж» во время отпуска. И маршруты у Зайцева нетипичные: Южная Америка и Африка, Австралия и Азия. Может быть, от вечного стремления к движению еще в юности Леонид увлекся легкой атлетикой, а после стал профессиональным судьей всероссийской категории. До сих пор он в этом качестве принимает участие во всевозможных соревнованиях и, кстати, после нашей встречи сразу отправился в Сокольники на первенство Москвы.

БОЛЬШЕ ЧЕМ ПРОФЕССИЯ

Евгений Вязунов – самый младший в этой великолепной тройке ветеранов института. Ему – 76, но общий стаж работы в нефтяной отрасли немногим меньше, чем у Леонида Беккера. В будущем году наберется 55 лет, из них больше пятнадцати – в «Гипротрубопроводе» и около сорока – в Научно-исследовательском институте автоматизации нефтяной и газовой промышленности.

На вопрос, как ему удается сохранять бодрость духа и интерес к профессии, Евгений Валерианович отвечает, что математическое моделирование для него не работа, а, как бы высокопарно это ни звучало, сама жизнь. То, что для кого-то другого – бремя, которое нужно нести долгие годы во имя заработка, продвижения по службе, почестей, для него – смысл и способ существования.

В «Гипротрубопровод» он устроился в общем-то случайно. Зашел как-то молодой специалист с дипломом Московского нефтяного института им. Губкина пообщаться с бывшими однокурсниками да и остался на пять лет. Тогда 22-летний Женя Вязунов мечтал заниматься наукой, каждый день постигать что-то новое, решать задачи, от которых отступаются другие. По его признанию, в сущности, ему было все равно, в какой отрасли применять знания, умноженные, заметим, на незаурядные математические способности. Главное – чтобы была постоянная потребность в нестандартных решениях, повторение однажды выполненной задачи ввергало его в тоску и уныние. Именно поэтому с «Гипротрубопроводом» ученому-романтику все же пришлось расстаться: в 60-х тут требовался стабильный результат без лишних экспериментов.

Зато в научной сфере Евгений Вязунов реализовался вполне: защитил кандидатскую диссертацию, стал лауреатом премии Совета Министров СССР за разработку проекта АСУ ТП Вентспилсской перевалочной нефтебазы – одной из крупнейших тогда в Советском Союзе. А в 2004 году вернулся в проектный институт. И привела его сюда все та же свобода творческого поиска, которой молодой Женя был лишен почти сорок лет назад.

– Пока я способен думать, оценивать и анализировать процессы, я буду продолжать свою профессиональную деятельность, – уверенно говорит Евгений Валерианович. – Сегодня мне здесь комфортно, я получаю удовольствие от того, что многие задачи, которые я пытался решать тогда, сорок лет назад, из-за отсутствия технических возможностей не получалось доводить до конца. Сейчас в «Гипротрубопроводе» не только возможно ими заниматься, но даже нужно, это приветствуется.

Отдел математического моделирования ведет расчеты для систем управления нефтяными магистралями, разрабатывает регламенты по автоматизации процесса транспортировки нефти, здесь созданы алгоритмы функционирования Единой системы управления ТС ВСТО, повышающей надежность эксплуатации нефтепровода.

По словам Евгения Вязунова, сегодня ему удалось воплотить в практику наработки полувековой давности, применить в системе противоаварийной защиты нефтепроводов алгоритмы, разработанные еще в 60-х. Тогда быстродействующей вычислительной техники попросту не было, и процесс моделирования растягивался во времени едва ли не до бесконечности, что, собственно, и делало его по сути бессмысленным. Теперь же современная электроника позволяет возвращаться к прежним идеям, корректировать их, дорабатывать и реализовывать на практике.

Евгений Валерианович работает с молодежью, но возрастной «пропасти» практически не ощущает:
– Общаемся по-товарищески, относимся с уважением к делу, а значит, и друг к другу.
Не скрывает, что выделяет среди молодых тех, кто проявляет к профессии особый интерес. С ними он готов делиться любыми идеями, которых у Вязунова еще очень много.

Дмитрий Голиков 

Читать полностью

Трубопроводный транспорт нефти, № 7 за 2014 год