Наверх

Куюмба – Тайшет – квинтэссенция проектного опыта

Дата публикации: 12 Сентября 2014 Распечатать

Куюмба – Тайшет – квинтэссенция проектного опыта

Открытое акционерное общество «Институт по проектированию магистральных трубопроводов» (ОАО «Гипротрубопровод») – проектная организа­ция, одна из первых в истории отечественного тран­спорта нефти приступившая к проектированию неф­тяных магистралей.

75 лет в работе

История института началась 16 сентября 1939 года. Для осуществления единой технической политики в нефтяной отрасли страны решением Экономическо­го совета при Совете народных комиссаров СССР на базе 5-го сектора института «Промстройпроект» была создана специализированная проектная организа­ция – трест «Нефтепроводпроект».

Сегодня проектный институт ОАО «Гипротрубопро­вод» осуществляет функции генерального проекти­ровщика по выполнению проектно-изыскательских работ и проведению авторского надзора на действу­ющих и строящихся объектах ОАО «АК «Транснефть».

За 75 лет специалистами института проделан ог­ромный объем проектно-изыскательских работ по созданию трубопроводных систем, ставших важным фактором развития транспортной инфраструктуры страны. Институт принимает активное участие в фор­мировании современной стратегии развития нефте­транспортной инфраструктуры России. На счету ин­женеров-проектировщиков тысячи реализованных проектов.

Достижением последних лет «Гипротрубопровода» по праву является создание проектов крупнейших нефтепроводных систем современности – Балтийской трубопроводной системы (БТС-1 и БТС-2) и Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Они обеспечили аль­тернативные маршруты поставок российской нефти в Европу и на растущие рынки Китая и Азиатско-Тихо-океанского региона.

Задача поставлена

В настоящее время институт реализует такие мас­штабные проекты, как расширение трубопроводной системы ВСТО, строительство трубопроводной систе­мы Заполярье – Пурпе – Самотлор, проекты продук­топроводов «Север» и «Юг».

В этом ряду проект магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет имеет стратегическое значение для формирования транспортно-логистической и энер­гетической инфраструктуры и является важной сту­пенью модернизации экономики всего региона. Это уникальный проект в плане применения новейших технологий, которые позволяют свести практически к нулю ущерб, наносимый ранимой северной природе.

Задачу разработать проект нефтепровода Куюмба – Тайшет проектный институт ОАО «АК «Транснефть» получил в конце 2011 года, в том же году состоялся первый облет предполагаемой трассы. К непосред­ственной работе специалисты ОАО «Гипротрубопро­вод» приступили весной 2012-го после подписания распоряжения Правительства РФ. До конца 2013 года институт выполнил все проектно-изыскательские ра­боты, включающие инженерные изыскания, проведе­ние публичных слушаний, разработку проектной и ра­бочей документации, прохождение государственной экспертизы проекта.

В ходе проектирования было учтено множество па­раметров: труднодоступность участков строительства, отсутствие вблизи трассы карьеров инертных строи­тельных материалов и даже компенсация ущерба ко­ренным малочисленным народам Севера.

Выбор маршрута основывался на возможности технической реализации проекта, экологической без­опасности, экономической эффективности.

На предпроектной стадии специалисты ОАО «Гипро­трубопровод» рассматривали несколько вариантов. В результате было принято решение вести трассу с севера на юг – на Тайшет, за пределами особо охра­няемых природных территорий и в обход населенных пунктов. Створ перехода нефтепровода через Ангару, крупнейшую реку региона, для обеспечения экологи­ческой безопасности было решено расположить ниже поселка Ангарского и села Богучаны по течению реки.

Серьезной задачей для проектировщиков стали многолетнемерзлые грунты, а также участки с разви­тием опасных геологических процессов и районом распространения карста. В результате трасса нефте­провода была направлена в обход карстовых воро­нок, а также институт предоставил дополнительные материалы и расчеты, подтверждающие устойчивость трубы в случае возможного образования воронок под трубопроводом.

Важную роль в проектировании сыграло воздуш­ное лазерное сканирование (ВЛС) трассы нефтепро­вода. Оно помогло выявить места распространения опасных геологических процессов, проанализиро­вать характер распространения карста. Также с помо­щью ВЛС были выявлены участки проявления русло­вых процессов, выполнено трассирование линейной части магистрального нефтепровода, посадка соору­жений средств очистки и диагностики на резервных нитках подводных переходов, трассирование подъ­ездных дорог, посадка мостов и паромной переправы и многое другое.

Учитывая опыт

Для обеспечения надежной, безопасной эксплу­атации будущего нефтепровода было решено мак­симально учитывать опыт проектирования предше­ствующих объектов ОАО «АК «Транснефть». Особое внимание уделялось тем существенным изменениям проектных решений, которые были приняты в процес­се проведения строительно-монтажных работ на объ­ектах ВСТО-2, расширения ВСТО-1, на строительстве Заполярье – Пурпе.

В 2012 году в результате обследования построен­ных объектов ВСТО-2 были разработаны рекомен­дации и предложения, подлежащие учету при про­ектировании нефтепровода Куюмба – Тайшет. Эта информация позволила не только использовать поло­жительный опыт воплощения проектных разработок, но и сформулировать ряд предложений по измене­нию типовых проектых решений, применяемых на объектах ОАО «АК «Транснефть», и по актуализации нормативно-технической базы.

Так, например, разрабатывая проект «Куюмба – Тайшет», специалисты ОАО «Гипротрубопровод» учли и применили такие решения, как оснащение маги­стральных насосных агрегатов частотно-регулируемы­ми приводами, устройство электроподогрева для пре­дотвращения замерзания нефти и воды в дренажных емкостях.

Принимая во внимание, что районы строительст­ва фактически не обладают развитой транспортной инфраструктурой для своевременной доставки мате­риалов на объекты строительства и передвижения в процессе эксплуатации обслуживающего персонала вдоль нефтепровода, в ОАО «АК «Транснефть» было принято решение построить постоянный вдольтрассо­вый проезд. Он позволит не только обеспечивать над­ежность эксплуатации объекта, но и решить проблему оперативного прибытия сил МЧС в районы прохожде­ния нефтепровода.

Система управления

Дистанционный контроль, управление и защиту нефтепровода Куюмба – Тайшет обеспечит Единая система управления (ЕСУ), которая создается по ана­логии с ЕСУ ТС ВСТО и ВСТО-2. Для этого организуются два территориальных диспетчерских пункта: основ­ной – в Братске и резервный – на НПС «Речушка».

На первом этапе в составе ЕСУ запланирована реа­лизация функции централизованной автоматической защиты магистрального нефтепровода от превыше­ния давления. На втором – функция автоматизиро­ванного управления нефтепроводом с одной кнопки. Это означает, что для вывода на режим перехода меж­ду режимами или остановки нефтепровода диспетче­ру потребуется дать всего одну команду на выполне­ние операции. Все остальные команды управления технологическим оборудованием магистрального нефтепровода будут отправлены средствами ЕСУ ав­томатически в соответствии с заданным алгоритмом управления.

Помимо этого, в ЕСУ МН Куюмба – Тайшет будет реализован ряд других функций. Функция контроля режима работы МН на базе математической гидрав­лической модели нефтепровода предусматривает онлайн-моделирование работы МН, автоматическое сравнение фактических параметров с расчетными, идентификацию причин отклонений в работе и от­правку команды на остановку нефтепровода в случае выявления аварийной ситуации.

Также в состав ЕСУ входят функции обучения ди­спетчерского персонала, расчета и корректировки карт технологических режимов работы МН, проверки алгоритмов автоматического управления и защиты МН, функция электронного документооборота.

Переходы и природа

Проектируемая трасса нефтепровода Куюмба – Тайшет пересекает более 90 водных преград, три из которых представляют крупные реки – Ангара, Чуна, Бирюса. После подробного анализа местности с уче­том требований норм проектирования и гидрологи­ческих характеристик водных преград разработчики проекта определили семь подводных переходов МН. Они пройдут через реки Тохомо, Камо, Иркинеева, Ангара, Чуна, дважды строителям предстоит пересечь Бирюсу. Подводные переходы через Ангару, Чуну и два через Бирюсу будут оборудованы резервными нитками.

ОАО «АК «Транснефть» традиционно уделяет осо­бое внимание вопросам экологической безопас­ности действующих, строящихся и проектируемых объектов. Охрана окружающей среды определяется компанией как высший и неизменный приоритет. Все необходимые нормы учитывались и при проектирова­нии маршрута Куюмба – Тайшет. Поэтому полностью исключено воздействие магистрали на существую­щие особо охраняемые территории федерального, регионального и местного значения. Так, в процессе выбора маршрута следования было учтено местопо­ложение «Федерального заказника «Богучанский» в Красноярском крае. Ось нефтепровода отнесена от его границ на расстояние 1,5 километра.

Богатый опыт проектной деятельности ОАО «Гипро­трубопровод», высокий профессиональный уровень специалистов, использование передовых технологий позволяют уверенно применять комплекс органи­зационно-технических и конструкторско-техноло­гических решений при проектировании объектов трубопроводного транспорта и обеспечивать высо­кое качество всех видов работ, максимально точно в сжатые сроки выполнять производственные задания ОАО «АК «Транснефть» и требования организаций-за­казчиков.

Читать полностью

Бизнес-премьер, № 3-4 за 2014 год