Наверх

Андрей Наумов: «Институт сегодня на подъеме»

Дата публикации: 16 Сентября 2014 Распечатать

             АНДРЕЙ НАУМОВ: «ИНСТИТУТ СЕГОДНЯ НА ПОДЪЕМЕ»

16 СЕНТЯБРЯ ОАО «ГИПРОТРУБОПРОВОД» – ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ – ОТМЕЧАЕТ 75 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ.    В ПРЕДДВЕРИИ ЮБИЛЕЯ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «ГИПРОТРУБОПРОВОД» АНДРЕЙ НАУМОВ ПОБЕСЕДОВАЛ С КОРРЕСПОНДЕНТОМ «ТТН».

Андрей Олегович, ОАО «Гипротрубопровод» за 75 лет своей деятельности пережило немало реформ и преобразований. Какие изменения последнего времени Вы считаете наиболее важными?

Изменений произошло действительно немало. Связаны они с существенным увеличением производственной программы и численности института, что потребовало спланировать и приступить к реализации структурной перестройки, которую мы осуществляем в последнее время. Мы реструктуризируем производственные подразделения и перераспределяем производственную нагрузку в сторону филиалов. В составе же головного предприятия созда- ем управляющую структуру. Благодаря этому мы сможем еще больше внимания уделять перспективе и системным вопросам развития ОАО «Гипротрубопровод», в том числе стандартам планирования и оперативного управле- ния, технологиям проектирования, качеству. В целом уже сегодня создана возможность четкого планирования, контроля основных показателей производственных подразделений (филиалов) института, корректного их сравнения на основе экономических данных, унифицированных показателей качества и соблюдения сроков проектирования. Все это позволяет нам планомерно оптимизировать управление производственным процессом.

Что представляет собой сеть филиалов сегодня?

Сегодня у нас действует восемь филиалов: семь проектных и один специализированный – «Инженерные изыскания». Расположение производственных филиалов обусловлено в основном местами нахождения организаций системы «Транснефть», эксплуатирующих магистральные нефтепроводы. Это такие крупные города, как Самара, Уфа, Тюмень, Омск, Волгоград, Краснодар. С февраля этого года в столице приступил к работе филиал ОАО «Гипротрубопровод» – «Москвагипротрубопровод», созданный на базе производственного управления и управления автоматизации трубопроводного транспорта института.

Подобная реструктуризация вполне логична и обоснованна. На институт, выполняющий функции генерального проектировщика ОАО «АК «Транснефть», сегодня возлагается все больший объем ответственных заданий компании. Напомню, что в феврале Правительством РФ рассмотрена и утверждена Программа развития, технического перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» объемом около 2 трлн. руб. И мы полагаем, что фронт проектно-изыскательских работ институту на среднесрочную перспективу определен. Придется работать с еще большим напряжением сил, более эффективно и рационально.

Сегодня в головном предприятии и филиалах института трудятся около 3600 человек, что в основном достаточно для реализации тех масштабных задач, которые ставятся компанией перед институтом. Думаю, в ближайшее время мы лишь несколько увеличим численный  состав на отдельных направлениях, осуществим ряд структурных изменений головного предприятия.

В ходе реструктуризации институт выходит на более высокий, качественно новый уровень. Это открывает новые возможности для его развития, совершенствования деятельности и повышения производительности труда. В этом и заключается смысл всех преобразований ОАО «Гипротрубопровод»: планомерно совершенствоваться в соответствии с требованиями времени, не меняя внутренней сущности и традиций высокого качества и надежности.

Еще раз подчеркну, что все преобразования – это результат целенаправленной, продуманной и взвешенной политики, реализуемой в соответствии со стратегией и под руководством ОАО «АК «Транснефть». На нас лежит колоссальная ответственность: нельзя допустить снижения производственных показателей и темпов развития института. Кроме того, все это требует деликатного подхода, так как затрагивает судьбы многих людей. Мы, как саперы, не имеем права на ошибку. Учитывая все это, приходится действовать поэтапно, предварительно тщательно взвешивая все возможные последствия, и принимать единственно верное решение. Отрадно осознавать, что эти усилия дают прогнозируемый результат: институт планомерно наращивает свой потенциал.

Одно из важнейших направлений деятельности ОАО «Гипротрубопровод» – инженерные изыскания. Расскажите подробней о работе этого специализированного филиала?

Филиал «Инженерные изыскания» был создан в марте 2013 года. В соответствии с утвержденным планом мы разделили два направления нашей деятельности – изыскания и проектирование. За короткое время мы нарастили возможности филиала, взяли в аренду и закупили большое количество новой высокопроизводительной техники, добавили людей. Создание филиала «Инженерные изыскания» привело к появлению специализированной структуры с единой системой планирования, организации и контроля  специфического производственного процесса. В конечном итоге все это приводит к повышению оперативности и гибкости производства, улучшению качества на основе единых подходов. Объем программы инженерных изысканий в 2014 году мы довели до 3 млрд. руб. в год. Надеемся достигнутый уровень удержать и выполнить все плановые работы в срок и с соответствующим качеством.

Можно сказать, что у каждого филиала свой фронт работ?

Сейчас по Программе технического перевооружения и реконструкции, капитального ремонта (ТПиР, КР) все наши филиалы мы стараемся привязать к дочерним обществам «Транснефти». Например, тюменский работает с «Сибнефтепроводом», самарский – с «Приволжскнефтепроводом» и «Юго-Запад транснефтепродуктом» и т. д. Многие наши заказчики – дочерние общества компании – пишут письма и просят, чтобы те или иные задачи были поручены ближайшему филиалу. Пока так получается не всегда, потому что программа очень большая, но мы к этому идем. Например, в ближайшем будущем планируем открыть в Казани комплексный отдел самарского филиала, который будет работать с ОАО «СЗМН». Улучшение взаимодействия со структурами заказчиков ОАО «АК «Транснефть» – важнейшая задача института.

По инвестиционным проектам принцип организации работ такой же? Там ведь очень большой разброс объектов по стране…

Для сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых компанией, и осуществления авторского надзора на этапе строительства институт создает обособленные структурные подразделения по месту их нахождения. В настоящее время обособленные структурные подразделения находятся по всей территории РФ: в Брянске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Волгограде, Самаре, Новом Уренгое, Ангарске, селе Богучаны Красноярского края и Хабаровске. Ежедневно предоставляемая с площадок строительства актуальная информация позволяет ОАО «Гипротрубопровод» оперативно, в режиме онлайн решать вопросы, связанные с реализацией проектов на объектах ОАО «АК «Транснефть». Ввиду масштабности инвестиционных проектов и сложности их реализации повышается роль головного предприятия.  

Какие новые технологии и методы работы использует ОАО «Гипротрубопровод» в проектировании?

Сегодня для решения задач, которые перед нами ставит «Транснефть», институт постоянно совершенствует технологии и методы проектирования. С этой целью ведется работа по оптимизации технических решений и повышению их эффективности.

Мы широко используем программно-вычислительные комплексы имитационного моделирования процесса транспортировки нефти и нефтепродуктов. Программное обеспечение позволяет комплексно моделировать весь магистральный трубопровод, включая особенности работы технологического оборудования площадочных сооружений. Кроме этого, совместно с работой технологического оборудования моделируются автоматизированные системы, обеспечивающие функции защиты и управления трубопроводом.

Математическое моделирование технологических процессов позволяет определять оптимальные по затратам электроэнергии стационарные режимы перекачки для различных этапов эксплуатации трубопровода, в том числе с использованием противотурбулентных присадок. Оно также дает возможность проверять стационарные режимы на безопасность и определять наиболее эффективные и экономичные средства защиты трубопровода от перегрузок в переходных процессах.

Программное обеспечение мы применяем не только на стадии проверки проектных решений, но и при определении перспектив развития трубопроводов, проработки вари- антов расширения пропускной способности существующих магистралей, при определении наиболее экономически выгодных вариантов развития трубопроводных систем. Все это делает процесс проектирования более совершенным и точным, снижает трудозатраты и позволяет экономить время и средства, но при этом требует постоянного повышения уровня квалификации наших специалистов.

Один из важнейших шагов в совершенствовании технологии проектирования – внедрение в институте Комплексной системы управления проектным производством (КСУПП). Насколько она себя оправдывает?

КСУПП для нас – это жизненная необходимость. О ее важности говорит хотя бы тот факт, что создание КСУПП включено в Программу инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2017 года. Мы – один из самых крупных проектных институтов, и у нас очень большая номенклатура – около 1200 проектов в год только по ТПиР, КР плюс крупные инвестиционные проекты. Все это требует высокого уровня координации, учета и анализа трудозатрат, внедрения ресурсного планирования, правильного распределения работ, организации взаимодействия и производственного контроля. Мы должны понимать, что и где происходит у нас в каждый момент времени.

КСУПП – это база данных по всей нашей работе, в нее интегрируются средства планирования, контроля выполнения и электронный документооборот проектной документации. Все это выстраивается в единую систему, и сейчас мы уже можем получать оперативную информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Система находится на стадии опытной эксплуатации и развития. Сегодня ее внедрение позволяет автоматизировать процессы планирования, производственного контроля, перевести разработку проектно-сметной документации в единую электронную среду, включая обмен данными в ходе разработки и экспертизы проекта между его участниками и создание единого электронного архива проектно-сметной документации.

Благодаря КСУПП мы автоматизируем процедуры контроля, учета, повышаем прозрачность проектного производства, организовываем обработку данных в реальном времени и получаем аналитические отчеты. По мере дальнейшего внедрения КСУПП мы планируем стандартизировать процедуры планирования, разработки проектно-сметной документации, контроля и анализа производственной деятельности института, а также создать единую инфраструктуру технических решений, которая будет доступна для всех подразделений вне зависимости от их расположения.

Можно ли оценить соотношение объемов работ института по инвестиционным проектам и по Программе ТПиР, КР? Есть ли между ними различие?

Пока у нас производство делится примерно пополам. Что касается различий, то специфика, безусловно, есть. Объектов ТПиР, КР очень много – как я уже говорил, порядка 1200 в год. Здесь имеет большое значение высокая четкость выполнения этапов работы, значительно больше точек контроля, но сами по себе задачи в инженерном отношении более стандартные. Что же касается инвестиционных проектов, то здесь больше инженерной составляющей, причем зачастую довольно сложной – часто приходится решать уникальные задачи. Например, проект «Заполярье – Пурпе».

Маршрут этого нефтепровода по большей части проходит по болотистой местности, встречаются довольно протяженные участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов. Нам пришлось искать оптимальный способ реализации этого проекта. В итоге благодаря изучению имеющегося зарубежного опыта и собственных наработок, которые с успехом применялись на ВСТО, а также на основе тесного творческого содружества с учеными НИИ ТНН мы пришли к оптимальным проектным решениям.

«Заполярье – Пурпе» – уникальный проект в плане применения новейших технологий. Более половины магистрали пройдет над поверхностью, чтобы не нарушить температурный режим многолетне-мерзлых грунтов и сохранить баланс тундровой экосистемы в целом.

Новая инвестиционная программа ОАО «АК «Транснефть», как и Программа ТПиР, КР, разработана не на один год, а на несколько. Как это сказывается на работе института?

На ОАО «Гипротрубопровод», как на организацию системы «Транснефть», сегодня возлагается все больший объем ответственных заданий компании. Программа развития, технического перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» предусматривает комплексное развитие системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Что касается института, то мы четко представляем свои задачи на ближайшие годы, у нас появилась возможность для среднесрочного планирования. Например, просчитанная на несколько лет вперед программа модернизации системы автоматизированного управления дает нам возможность видеть перспективу ее реализации и более рационально распределять свои силы, в том числе привлекать специалистов в расчете под будущие проекты.

Какие основные проекты реализует институт сейчас?

В ближайшее время коллективу института предстоит завершить работу над проектом уникального и технически сложного нефтепровода Заполярье – Пурпе, проектами «Куюмба – Тайшет», «Расширение трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан до 80 млн. т в год», нефтепродуктопроводов «Север» (с увеличением поставок в Приморск) и «Юг» (с поставками в Новороссийск). Кроме того, возрастает объем работ в области технического перевооружения и реконструкции, капитального ремонта объектов и сооружений трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.

Масштабный и непростой проект – модернизация перевалочного комплекса «Шесхарис». Сложность в том, что это действующее предприятие: реконструкция уже идет без его остановки, а мы параллельно сопровождаем строительство и разрабатываем новые проекты по комплексу. Сейчас определяются объемы по программе снабжения нефтепродуктами Московского региона, где у нас будут два заказчика – «Верхневолжскнефтепровод» и «Мостранснефтепродукт».

Андрей Олегович, по Вашему мнению, в чем главный секрет успешной деятельности возглавляемого Вами института?

На этот вопрос можно ответить однозначно. Главное в любом проектном институте – это люди, слаженная работа коллектива, творческая атмосфера и нацеленность каждого на общий результат.

ОАО «Гипротрубопровод» – проектная организация, которая одной из первых в истории отечественного транспорта нефти приступила к проектированию нефтяных магистралей. Его история неразрывно связана с развитием страны. И сегодня найдется немного организаций, которые имеют подобную трудовую летопись. Главное, что с 1939 года в институте создана и бережно сохраняется уникальная школа отечественных проектировщиков нефтяных магистралей. Так, в настоящее время среди нас успешно трудятся легенды нефтегазовой отрасли: Леонид Беккер, Евгений Вязунов, Леонид Зайцев. У каждого из них трудовой стаж под 60 лет, из которых 50 лет, как у главного технолога Леонида Беккера, отданы родному институту. Вокруг этих мэтров сплачивается молодежь, постигающая азы проектной деятельности.

Руководство института и его структурных подразделений постоянно уделяет внимание не только решению производственных про- блем, но и обеспечению высоких социальных стандартов ОАО «АК «Транснефть». Сюда относится как достойная зарплата, так и задача создания и поддержания в коллективе духа товарищества и взаимопомощи, обеспечение здорового образа жизни, а также множество мелочей, из которых в основном и состоит вся наша жизнь.

Институт является стабильным, динамично развивающимся предприятием, которое стало  неотъемлемой составной частью российского ТЭК. Нам приятно, что успехи института отмечают независимые эксперты. В частности, по данным российского Рейтингового агентства строительного комплекса, ОАО «Гипротрубопровод» входит в число компаний Рос- сии, обладающих высокой конкурентоспособностью. Таким высоким рейтингом обладает лишь один процент строительных компаний России.

Юбилярам принято задавать вопрос о планах на будущее. Не будем отступать от традиции?

Последние три-четыре года мы стремительно движемся вперед и каждый год выходим на новый уровень. Увеличиваем мощности института, набираем проектировщиков и изыскателей, совершенствуем структуру. Институт сегодня на подъеме, мы растем как по объемам производства, так и по численности штата. За это время численность работников института и его филиалов возросла почти на треть, в основном за счет производственников. Таким образом, мы участвуем в реализации важнейшей государственной задачи по созданию рабочих мест. Что касается производства, то по сравнению с 2010 годом программа, реализуемая собственными силами, увеличилась вдвое.

Подчеркну, что на пути преобразований мы четко видим нерешенные проблемы. Не все еще нас удовлетворяет. Отсутствие самоуспокоенности – гарант того, что эти болезни роста будут успешно преодолены.

В ближайшее время, думаю, мы еще больше сосредоточимся на системных вопросах. Это совершенствование технологии проектирования, улучшение его качества, повышение квалификации наших специалистов. Это позволит нам наилучшим образом соответствовать ожиданиям компании. Сегодня руководством ОАО «АК «Транснефть» институту поставлена задача: при значительно возросших объемах производства обеспечить качество проектно- сметной документации с соблюдением директивных сроков проектирования. И мы обладаем всем необходимым, чтобы решить эту задачу. Залогом этого является огромный опыт проектной деятельности коллектива, высокий профессиональный уровень специалистов, применение современных методов и технологий проектирования.

Беседовал Вадим Оноприюк  

Читать полностью

Трубопроводный транспорт нефти, №9 за 2014 год