Наверх

В авангарде отрасли

Дата публикации: 30 Октября 2014 Распечатать

75 лет ОАО «Гипротрубопровод» остается в авангарде отечественной нефтетранспортной отрасли. В далеком 1939 году в Москве был создан небольшой трест, который был призван стать головной организацией по проектированию магистральных трубопроводов, организатором комплексного процесса введения их в строй.

За это время проектный институт прошел сложный и тернистый путь становления и развития от небольшой структуры с несколькими десятками сотрудников до крупного современного предприятия, имеющей в своем составе 8 филиалов, размещенных по всей стране – от Москвы до Тюмени.

Генеральный проектировщик

На счету коллектива проектного института тысячи нефтепроводных проектов. Начиная с довоенных лет, инженеры разрабатывали новые нефтяные магистрали, создавали нефтебазы, планировали инфраструктурные объекты. В качестве примеров можно упомянуть такие известные нефтепроводы, как «Дружбу», проложенную почти полвека назад, или недавно построенную Балтийскую трубопроводную систему и нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан.

Усилиями нескольких поколений инженеров-проектировщиков создана уникальная система транспорта российской нефти, разработаны и введены в строй десятки крупных магистральных нефтепроводов, тысячи объектов нефтепроводного транспорта. Институт по проектированию всегда оставался на передовых рубежах научно-технического развития, активно используя в профессиональной  деятельности последние  достижения отрасли, соответствующие производственному профилю предприятия.

В настоящее время  ОАО «Гипротрубопровод» осуществляет функции Генерального проектировщика по выполнению проектно-изыскательских работ и проведению авторского надзора на действующих и строящихся объектах ОАО «АК «Транснефть» и готов справиться практически с любой производственной задачей.

Высокий профессиональный уровень специалистов, использование передовых технологий позволяют уверенно применять комплекс организационно-технических и конструкторско-технологических решений при проектировании объектов трубопроводного транспорта и обеспечивать высокое качество всех видов работ  и максимально точно, в сжатые сроки, выполнять требования технических заданий, сформированных заказчиками.

ОАО «Гипротрубопровод» обладает богатым опытом проектной деятельности. Знания и профессиональные навыки  молодым специалистам передают старожилы отрасли, те, кто трудится над нефтепроводными проектами уже не один десяток лет. Среди таких уважаемых всеми старейшин нефтепроводного транспорта есть те, чей профессиональный стаж перевалил уже за полвека, те, кто был пионером в проектировании магистралей отечественного нефтепроводного транспорта.

Основными направлениями  деятельности проектного института являются:

  • технико-экономическое обоснование инвестиций в строительство магистральных трубопроводов;
  • проведение комплексных инженерных изысканий;
  • проектирование объектов и сооружений магистральных трубопроводов;
  • разработка типовых проектных решений в ходе проектирования объектов и сооружений магистрального трубопроводного транспорта;
  • проектирование в области строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов и сооружений;
  • проведение экспертизы проектной документации;
  • осуществление авторского надзора за строительством объектов и сооружений магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • участие в разработке государственных стандартов, норм и правил, в том числе по промышленной безопасности.

Новые объекты – новые решения

В настоящее время сотрудники института проектируют нефтепроводы, проходящие в сложных природно-климатических зонах. С 2012 года ведется строительство нефтепровода Заполярье – Пурпе, который будет осуществлять транспортировку нефти  из районов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, в том числе и от Ванкорского месторождения, на НПЗ России и на экспорт.

В прошлом году начаты работы магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет, который должен обеспечить надежный, эффективный, экономически и экологически оправданный транспорт нефти от Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений до ГНПС «Тайшет» ТС Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Эти трубопроводные системы характеризуются сложными природно-климатическими, геологическими условиями, обе трассы пролегают по труднодоступным, малоосвоенным территориям со слаборазвитой инфраструктурой, где, практически отсутствуют дороги и населенные пункты.

ОАО «Гипротрубопровод» осуществляет проектирование следующих видов трубопроводов:

  • трубопроводы высокого давления  - до 10,0 Мпа;
  • трубопроводы нефти и нефтепродуктов диаметром от 150 до 1200 мм;
  • трубопроводы в районах с сейсмичностью до 10 баллов по шкале Рихтера;
  • «горячие» трубопроводы с пунктами подогрева нефти;
  • трубопроводы с теплоизоляцией и изоляцией из полимерных материалов;
  • трубопроводы при подземной и надземной прокладке, воздушные переходы.

Все эти нюансы должны учитываться еще на стадии проектирования. Коллективу ОАО «Гипротрубопровод» уже приходилось решать подобные задачи. Самый последний пример – строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Именно там были опробованы и применены инновационные разработки проектировщиков.

По протяженности ВСТО превосходит легендарную «Дружбу», систему нефтепроводов, проложенных еще в советское время, за успешную разработку которого  и достижения в области проектирования трубопроводных систем институт в 1967 году был награжден орденом Трудового Красного знамени.

По мнению специалистов, Заполярье – Пурпе, после ввода в строй ВСТО, является самым технически сложным проектом ОАО «АК «Транснефть» за последнее время. Почти половина объектов данного нефтепровода находится за границей Северного полярного круга, что требовало серьезной предпроектной проработки.

Инженерные изыскания показали, что основные проблемы создает здесь вечная мерзлота, в условиях которой характеристики грунтов крайне разнообразны: от твердо-мерзлых до пластично-мерзлых, от сильно-льдистых до слабо-льдистых. Чтобы гарантировать надежность нефтепровода, разработчики приняли решение вести его над землей, поместив трубу с дополнительным теплоизолирующим слоем на свайные основания. Подобных магистралей в мире немного. Проектировщики постарались максимально учесть мировой опыт.

Но в специфических условиях Заполярья даже подземная укладка трубопровода выполняется не вполне традиционно. Чтобы сохранить температурные свойства нефти и при этом  не допустить растепления грунтов, применены трубы с дополнительным изолирующим слоем. Кроме того, северную нефть отличает высокая вязкость. Во избежание ее застывания, при транспортировке необходимо поддерживать необходимую температуру. Для этого предусмотрено сооружение пунктов  подогрева нефти и на НПС, и непосредственно на трассе. Резервуарные конструкции также монтируются с особой теплоизоляцией, чтобы не происходило застывания нефти при критических температурах.

Насосно-перекачивающие станции тоже запроектированы таким образом, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние экстремально низкого температурного режима. Многие технические решения до этого не применялись. Разработаны проекты нового типа станций, в которых предусмотрены более компактные производственно-промышленные зоны, ряд производственных помещений и административных блоков объединен в общее объемно-планировочное решение. Разработаны специальные технические требования к материалам, оборудованию, производству строительно-монтажных работ и последующей эксплуатации трубопровода, резервуаров, площадочных объектов, свайных опор, вдольтрассовых линий электропередачи, НПС, запорной арматуры, зданий и т.д. Полностью магистраль должна вступить в строй в декабре 2016 года.

Новые возможности

Сегодня коллектив института постоянно совершенствует технологии и методы проектирования. С этой целью ведется работа по оптимизации технических решений и повышения их эффективности, проводится анализ с целью выявления лучшего, для включения в библиотеку проектных решений, с последующим использованием при проведении проектных работ в филиалах.

В настоящее время широко используются программно-вычислительные комплексы автоматизировано-имитационного моделирования процесса транспортировки нефти и нефтепродуктов. Применяемое программное обеспечение позволяет комплексно моделировать весь магистральный трубопровод, включая особенности работы технологического оборудования площадочных сооружений и автоматизированных систем, обеспечивающих функции защиты и управления трубопроводом. Важно, что весь проектируемый технологический комплекс будущей нефтепроводной системы уже на начальной стадии, после получения данных инженерных изысканий, математически соотнесен с геологическими и физическими условиями природной зоны.

Математическое моделирование технологических процессов позволяет проектировщикам определять оптимальные по затратам электроэнергии  стационарные режимы перекачки для различных этапов эксплуатации трубопровода, в том числе с использованием противотурбулентных присадок. Оно также дает возможность проверять стационарные режимы на безопасность и определять наиболее эффективные и экономичные средства защиты трубопровода от перегрузок в переходных процессах.

Все это делает процесс проектирования более совершенным и точным, снижает трудозатраты и позволяет экономить время и средства, но при этом требует постоянного повышения уровня квалификации специалистов.  

ОАО «Гипротрубопровод» встречает 75-летнюю годовщину на подъеме: наращивание производственного потенциала и структурные преобразования создают условия для успешного выполнения поставленных задач. Сегодня инженеры-проектировщики успешно продолжают традиции и опыт предшествующих поколений, что позволяет им с уверенностью смотреть в будущее, вносить свой вклад в решение задач, стоящих перед отраслью.

Читать полностью

Oil&Gas Journal, № 9 за 2014 год