Наверх

БОЛЬШИЕ ИСТОРИИ БОЛЬШИХ ПРОЕКТОВ

Дата публикации: 10 Декабря 2014 Распечатать

ИЗ ИСТОРИИ ТЮМЕНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «ГИПРОТРУБОПРОВОД»

1970 – по согласованию с Миннефтепромом СССР Государственный институт  по проектированию магистральных трубопроводов – «Гипротрубопровод»  открыл в Тюмени отдел комплексного проектирования.

1974 – отдел комплексного проектирования стал Тюменским филиалом института «Гипротрубопровод».

1987 – постановлением Госстроя СССР в составе «Главтюменьтрубопроводстроя» организован Государственный институт по проектированию объектов нефтепромыслового строительства «Гипронефтепроводстрой» на базе Тюменского филиала «Гипротрубопровода».

2001 – образован филиал ОАО «Гипротрубопровод» – «Тюменьгипротрубопровод».

2006 – «Тюменьгипротрубопровод» закрыт.

2008 – в Тюмени вновь создан филиал ОАО «Гипротрубопровод» – «Тюменьгипротрубопровод».

ПОД КРЫЛОМ

Что такое юбилей? Поздравления, подарки, добрые пожелания... Если речь идет о юбилее предприятия, то это еще и подведение итогов, планы, проекты и конечно же память. Память о том, как создавалась история филиала, о тех, кто стоял у ее истоков.

Для Тюменского филиала института «Гипротрубопровод» все начиналось в далеком 1970 году. В те годы объемы добычи нефти в Западной Сибири росли бурными темпами. Такими же темпами велось и строительство крупных магистральных нефтепроводов большого диаметра для ее транспортировки потребителям в центральные районы страны и за рубеж.

Проектно-изыскательские работы выполнялись силами московского Государственного института по проектированию магистральных трубопроводов – «Гипротрубопровод», имевшего к тому времени богатейший опыт проектирования трубопроводов.

Учитывая многократное увеличение объема проектных работ, в 1970 году было принято решение об открытии в Тюмени отдела комплексного проектирования института «Гипротрубопровод». Возглавил его будущий известный ученый, а тогда уже опытный специалист Главнефтегазснаба СССР Николай Малюшин, который сумел создать коллектив профессионалов.

Через четыре года отдел стал филиалом института «Гипротрубопровод» с численностью сотрудников более двухсот человек. Позже была еще не одна реорганизация, смена названий.

Сегодня филиал возглавляет Ариф Алиев. В этом году он тоже отмечает профессиональный юбилей – в августе исполнилось 40 лет его работы в отрасли.

 – По иронии судьбы начало моей трудовой деятельности совпадает со временем создания первого Тюменского филиала института «Гипротрубопровод», – рассказывает Ариф Ахадович. – 7 августа 1974 года, после окончания нефтехимического института в Баку, я был направлен в Западную Сибирь и принят на должность инженера-электрика в Тобольское нефтепроводное управление. В 2008 году я уже работал в Москве в должности заместителя генерального директора ОАО «Гипротрубопровод». К этому времени компанией «Транснефть» было принято решение о создании новых региональных филиалов института. В октябре 2008 года был образован филиал в Тюмени, и мне было предложено его возглавить. Основной костяк коллектива составили те самые инженеры-проектировщики, которые начинали свой путь под крылом Николая Малюшина – бывшие сотрудники предыдущего филиала и института ОАО «Нефтегазпроект».

Директор филиала ОАО «Гипротрубопровод» - «Тюменьгипротрубопровод» Ариф Алиев

Решение руководства компании оказалось более чем своевременным, ведь Тюмень – это не только прекрасные кадры, но и близость к основному заказчику, самому крупному дочернему обществу ОАО «АК «Транснефть» – ОАО «Сибнефтепровод».

– Уверен, в наш филиал попадают люди с особым набором личных качеств, – продолжает Ариф Ахадович. – А как иначе при тех задачах, которые перед нами стоят?

Основное направление для нас – выполнение проектных работ по техническому перевооружению и реконструкции объектов компании. Кроме объектов ОАО «Сибнефтепровод», мы выполняем проектные работы для двенадцати других дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть».

Под руководством головного института филиал также принимает участие в разработке проектов по объектам Инвестиционной программы компании, таких как ТС ВСТО-1, 2, нефтепроводов Заполярье – Пурпе, Пурпе - Самотлор, проект «Юг». В этом году мы завершили проект подключения Антипинского НПЗ к системе магистральных продуктопроводов, уже идет его реализация. Всего и не перечислить…

ТРИ КИТА НИНЫ ГАВРИШ

Главный технолог технологического отдела Тюменского филиала ОАО «Гипротрубопровод» Нина Гавриш – коренная сибирячка. Ее родное село Березово известно не только в Тюменской области, но и во всей стране как место ссылки Александра Меншикова и родина первого газового фонтана.

 

Главный технолог технологического отдела ОАО «Тюменьгипротрубопровод» Нина Гавриш, инженер Евгений Марков, ведущий инженер Татьяна Важенина и руководитель
технологической группы Дмитрий Петров

– В жизни мне повезло, – считает ветеран «Тюменьгипротрубопровода». – Мою судьбу определили три удивительных человека. Первый – завкафедрой проектирования нефтегазопроводов и нефтегазохранилищ Константин Путятин. Благодаря ему я и выбрала эту, как оказалось, интереснейшую специальность, хотя поначалу собиралась на другой факультет.

Нину с детства тянуло к точным наукам, очень нравилось еще и черчение. На это и обратил внимание завкафедрой, и не ошибся. Пришло время защищать диплом, и тут другая судьбоносная встреча – Николай Малюшин. Он сразу подметил горящий взгляд, целеустремленность студентки и, не раздумывая, пригласил ее к себе в отдел.

– Меня до сих пор поддерживает тот заряд позитивной энергии, который мы переняли от Николая Александровича. Когда в 1973 году я поступила на работу, – продолжает Нина Хаимовна, – у меня возникало много вопросов. Но толком сложить ответы на каждый из них как пазлы в цельную картину не удавалось, пока в отдел не пришла Мария Ставрианиди. Теперь ее называют легендой трубопроводного транспорта, а тогда Мария Степановна стала моим наставником. Глядя на нее, я на всю жизнь усвоила, что такое этика настоящего инженера. Пять лет назад она вышла на пенсию, но мы не теряем связи. С великим удовольствием встречаемся, обмениваемся новостями.

Своих сегодняшних коллег Нина Гавриш, как и директор филиала, тоже считает людьми особенными. Ответственность, творческий подход к делу и любопытство в самом хорошем значении этого слова – вот три кита, на которых базируется характер настоящего проектировщика-технолога.

ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ!

Но одного характера мало – даже самый умный и образованный выпускник сразу настоящим инженером не станет. Его надо растить, обучать, воспитывать, чем сегодня и занимается Нина Хаимовна.

 

Главный инженер ОАО «Тюменьгипротрубопровод» Николай Трошков

И результаты, что называется, налицо.

Дмитрия Петрова она в свое время сразу идентифицировала как своего – блеск в глазах, интерес к каждой детали в работе, активность. Еще во время учебы в Тюменском государственном нефтегазовом университете Дмитрий стал стипендиатом ОАО «Сибнефтепровод». Принимал участие в организованной на этом предприятии Научно-технической конференции молодежи, вышел в финал и поехал в Москву, где стал победителем в студенческой секции. Сегодня он – руководитель технологической группы в отделе и уже сам готовит к конференциям новое поколение инженеров…

                        – Время летит, – вздыхает Нина Гавриш. – Как изменилась наша профессия за последние годы! Сегодняшним инженерам трудно представить, что раньше работали на кульманах, а бывало, что и за простыми чертежными досками. Карандаш и линейка – основные инструменты. Даже калькуляторов не было, сложнейшие расчеты мы выполняли на бумаге, в столбик...

                        – Мне кажется, что, если вдруг вернуться в те условия, у нас бы ничего не получилось, – смеется Дмитрий Петров. – Логарифмическая линейка? Да ею теперь и пользоваться-то никто не умеет!

 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Компьютеризация открыла перед проектировщиками новые перспективы. Если раньше каждую НПС проектировали около полугода, сейчас на это уходит всего пара месяцев. Освободилось время для анализа, появилась возможность детальной многовариантной проработки проектов.

– В этом и состоит творческий подход, – объясняет Дмитрий. – Конечно, мы следуем в русле ГОСТов, СНИПов, регламентов, но ведь любое окончательное решение требует от нас и поиска, и анализа. Нужно проработать серьезное количество вариантов и обосновать, почему мы сделали так, а не иначе, почему выбрано именно это оборудование, именно эти материалы.

 Всегда стараемся представить себе, как потом будут воплощать проект строители, насколько объекты окажутся безопасными, удобными при эксплуатации. Традиционно выезжаем на объекты, которые спроектировали, и на стадии строительства, и во время эксплуатации. Общаемся с людьми, спрашиваем, все ли устраивает, есть ли пожелания. Потом заносим информацию в электронную базу, чтобы анализировать собственные просчеты и учи-

Руководитель группы генплана Алексей Шутенко, ведущий инженер Дмитрий Кудрин
и главный специалист Людмила Рожина

тывать их при проектировании следующих аналогичных объектов. Бывает, на основе такой работы над ошибками нам приходится вносить изменения в типовые технические решения.

Сегодня в технологическом отделе идет работа над объектами нового типа – там будут использоваться насосные агрегаты с частотно-регулируемыми приводами, а также магистральные насосы, позволяющие отказаться от подпорных насосов.

– Это будущее отрасли, – говорит начальник технологического отдела Данил Горбачев. – А еще наше будущее – в новых информационных технологиях, в трехмерном проектировании. Осваивать их нам помогает отдел информационных технологий.

 

О САМОМ ИНТЕРЕСНОМ

Наверное, у каждого проектировщика Тюменского филиала обязательно есть самый дорогой проект, тот, что запомнился куда лучше других.

Гордость филиала, несомненно, проект нефтепровода Пурпе – Самотлор.

                        – Он дорог нам тем, – говорит Ариф Ахадович, – что мы целиком и полностью вели работы по проектированию: начиная от разработки декларации о намерениях и проведения общественных слушаний и заканчивая госэкспертизой и авторским надзором за ходом строительства. Обычно такие проекты выполняет головной институт, но нам тогда доверили эту работу.

                        – Серьезнейший был заказ, – соглашается главный инженер Николай Трошков. – Мы гордимся тем, что нефтепровод успешно работает и даже расширяется с учетом новых месторождений Ямала.

Нина Гавриш с теплотой вспоминает первые нефтепроводы Западной Сибири, а вот для главного специалиста строительного отдела Людмилы Рожиной большой профессиональный интерес вызвал проект «ВСТО-1»:

                        – Я впервые работала с горным объектом. В районе Усть-Кута, к примеру, двадцатиградусный склон, и на нем нужно было разместить площадку НПС. Требовалось учесть все: где срезать грунт, где его насыпать, привязку к дороге, наличие соседей. Наши ребята потом ездили на место, говорят, очень даже неплохо получилось.

                        Несмотря на то что Илья Жуков работает главным инженером проекта всего шестой год, на его счету немало сложных объектов. Взять хотя бы проект подводного перехода через Амур на ВСТО-2: только по зеркалу воды его ширина составила 3 км, а общая протяженность вместе с пойменной частью больше тридцати!

                        – Переход через Амур, конечно, проект звучный, но лично для меня самым интересным стал участок нефтепровода Куйбышев – Унеча – Мозырь, – рассказывает Жуков. – Это когда нам пришлось вести трубу в обход Пензы. НПС и первая нитка трубопровода уже построены, к 2017 году будет готова вторая.

А самые захватывающие истории, как и водится, хранят в памяти ветераны. То ли годы шлифуют талант рассказчика, то ли опыт Тюменского филиала по-особому уникален...

Главный специалист электротехнического отдела Федор Лукин, к примеру, считает, что суровые сибирские зимы не самое страшное испытание. Настоящий экстрим был в 1990 году при строительстве магистрального нефтепровода Западный Аяд – побережье Индийского океана (Республика Йемен).

– Жара стояла такая, что плавились пластиковые колпачки для установки изоляторов на опорах вдольтрассовой ЛЭП. А вокруг одни скалы, о том, чтобы вырыть траншею для заземления радиорелейной мачты, нечего было и думать. В общем, мы эту полосу заземления прямо на скалу положили, камнями присыпали и цементным раствором залили. Вырыли, где позволяли грунты, котлован, уложили металлические трубы, соединили с горизонтальными заземлителями. Померили – работает!

Это сейчас Федор Юрьевич смеется, а тогда было не до смеха. На Аравийском полуострове бушевала знаменитая «Буря в пустыне». На въезде в поселок, где жили российские нефтепроводчики, стоял крупнокалиберный пулемет...

ПРОЕКТИРУЕМ РАДОСТЬ

Есть в послужном списке «Тюменьгипротрубопровода» и особые проекты – проекты для добра и радости. Сотрудники по собственной инициативе помогают многим из тех, кто обращается за помощью. На собранные ими деньги малыши из Тюменского специализированного дома ребенка получили подарки к Дню защиты детей, а ученики Тюринской школы-интерната – новые окна в спальном корпусе. Общими силами было собрано больше 120 тыс. руб. на сложную операцию для дочери сотрудницы соседнего Омского филиала. А когда за помощью обратился Ялуторовский центр социального обслуживания населения, тюменские «гипровцы» очень быстро собрали для нуждающихся все необходимые вещи. Проектируя будущее компании, в Тюменском филиале не забывают и о своем собственном.

Дети сотрудников с удовольствием побывали на экскурсии на предприятие, принимают участие во всевозможных конкурсах. После одного из них стены филиала украсили детские рисунки, дарящие радость всему коллективу. Родители ребят, в свою очередь, любят «порисовать» на свежем воздухе маркерами для пейнтбола, поучаствовать в спортивных состязаниях. В 2014 году команда филиала заняла первое место в Открытом турнире по спортивному пейнтболу среди организаций нефтяной и газовой промышленности Тюменской области.

– У нас замечательная молодежь, – говорит Нина Гавриш. – Подозреваю, что они намного умнее нас, но я этому очень рада! 

Читать полностью

Трубопроводный транспорт нефти, № 11 за 2014 год