Наверх

Всё для фронта!

Дата публикации: 08 Мая 2015 Распечатать

Всё для фронта!

Прокладка трубопровода в годы войны.Прокладка трубопровода в годы войны.

Для бесперебойного обеспечения действующей армии топливом строились трубопроводы, начиная с далёкого Сахалина.

В сентябре 1939 года в Москве был создан трест «Нефтепроводпроект», ныне Институт по проектированию магистральных нефтепроводов (АО «Гипротрубопровод»). В предвоенный период советское правительство заблаговременно принимало меры по форсированному развитию нефтяной отрасли. Было очевидно, что приближающаяся война будет войной моторов. Поступающей в Красную Армию новой технике требовалось всё больше ГСМ. 

«Нефтепроводпроект», хотя и не имел серьёзного практического опыта, получил тогда ответственные задачи, связанные с расширением уже имеющейся в то время нефтепроводной системы и нефтехранилищ. Начавшаяся агрессия нацистской Германии подхлестнула эти работы.
Когда анализируешь документы того времени, убеждаешься в том, что лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!» не был только призывом. Так, в 1942-1943 годах проектировщики «Нефтепроводпроекта» были заняты разработкой нефтебаз в Уфе, Тамбове, далёком от фронта Семипалатинске, проектированием нефтезавода в Сызрани. Стролись нефтесклады, пристани, перерабатывающие заводы, промысловые и магистральные нефтепроводы. Тем не менее топлива, особенно в начале войны, катастрофически не хватало.
Сегодня в институте хранится несколько томов с описями служебной документации периода 1930–1940-х годов. Уникальные записи тех лет свидетельствуют: география работ по охвату нисколько не уступает современным проектам. В 1939 – 1942 годах проектируются несколько важнейших нефтебаз: «Александровск» на Сахалине, «Абакан» в Хакассии, «Жилкинская» в Иркутской области, «Злобинская» на Енисее под Красноярском, а также в Иванове, Ярославле,  Архангельске, во Владивостоке...
Вот том «Изыскания 1928-1942 гг.». Читаем: «Трубопровод Киндерли - Челкар. 1942 год», и далее следует скрупулёзный перечень документов, относящихся к этому проекту в Казахской ССР. Аккуратно и детально перечислены все имеющиеся документы, записи сделаны каллиграфическим почерком.
Без преувеличения можно сказать, что советские проектировщики магистральных трубопроводов трудились по всему огромному Советскому Союзу - от Сахалина и Владивостока до самых западных рубежей. К выдающимся достижениям того времени, без сомнения, следует отнести проложенный под бомбёжками нефтепровод Астрахань - Саратов, подводный бензопровод через Ладожское озеро и, конечно, далёкую магистраль Оха - Софийск.
Ещё до войны Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли решение о начале строительства нефтепровода с Сахалина. Нефтяная магистраль должна была впервые соединить остров с материком. Изыскания по трассе были проведены специалистами «Нефтепроводпроекта» в 1939-1940 годах. Протяжённость нефтепровода составила 388 км, использовались трубы диаметром 325 мм.
Девять километров системы пролегли по дну Татарского пролива - применялся способ свободного погружения со льда заполненного водой трубопровода. Позже, в 1946 году трубопровод продлили до Комсомольска-на-Амуре, в результате общая протяжённость его составила  655 км.
Ранее сахалинскую нефть везли по морю до порта Ванино и Советской Гавани, там перегружали в цистерны, которые иногда колесили несколько недель, а то и больше месяца по всей стране. Магистральный нефтепровод позволил увеличить объёмы и стабилизировать график поставки нефти на открытый в декабре 1942 года Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, где производили бензин и авиационный керосин.
Прокладывали трассу в нечеловечески тяжёлых условиях. На стройку было брошено около 10 000 человек - как добровольцев, так и заключённых. Настроения людей того времени ярко описал Василий Ажаев в ныне полузабытой книге «Далеко от Москвы». Выполнение задачи было возложено на Наркомат нефтяной промышленности.
Насколько большое внимание уделялось так называемому строительству № 15, свидетельствуют и статьи из немецкой прессы. Захватчики с тревогой следили за событиями на этом далёком «фронте». Каждый проложенный километр трассы был равноценен подбитому танку или самолёту, а непроходимые тайга и болота на пути строителей рассматривались как союзники нацистов.
Немцы были уверены, что победа на «сахалинском фронте» останется за ними. В 1941 году пропагандисты Геббельса неоднократно заявляли: «Русским не взять Татарского пролива... это безумная идея...»

Трассу разбили на 4 участка - 2 островных и 2 материковых. Первым участком (0-76 км) руководили из посёлка Лагури, штаб второго (74-196 км) расположился в посёлке Погиби, третьего (205-279 км) - в посёлке Де-Кастри (позднее в посёлке Лазарев) и четвёртого (279-388 км) - в посёлке Кади. Особое место в строительстве занимал переход через пролив Невельского - между вторым и третьим участками (196-205 км). В сухопутной части трубы закапывались в землю, а через пролив должны были укладываться на дно со льда.
Работы начались летом 1940 года. Как и следовало ожидать, строительство сразу столкнулось с огромными трудностями. Все четыре участка трубопровода находились в труднодоступных необжитых районах тайги и болот. Климатические условия не из лучших: короткое лето, затяжная зима, дождевые и снежные циклоны, пятидесятиградусные морозы на материковых участках.
Руководство стройки считало, что реализовать проект можно лишь за 3-4 года, однако в Москве были другого мнения. Война стояла у порога. Весной 1941 года «Строительство № 15» было передано структурам НКВД, руководимого Лаврентием Берией. На объект направили дополнительные силы - осуждённых в  Нижне-Амурском исправительно-трудовом лагере НКВД было немало. «Врагов народа» тогда жалеть было не принято. 


Трубопровод через пролив Невельского был проложен за 20 суток вместо запланированных 86 дней!


 Через несколько недель грянула война, и центр установил и вовсе фантастические сроки выполнения задания: сентябрь 1942 года. На объект в срочном порядке было брошено ещё не менее 8 тысяч заключённых.
Самый сложный этап - прокладка нефтепровода через пролив Невельского. Позднее в выписке из акта приёмки нефтепровода констатировалось: «Планировалось (проложить) две нитки 12-дюймового трубопровода. Южная ветка выполнена хорошо,  северная не закончена. По плану длина трубопровода через пролив - 8645 м. С учётом рельефа - 8720 м. Опускали зимой 1941-1942 года 16 плетей-секций. Каждая длиной от 250 до 830 м. Трубопровод прошёл двухразовое гидравлическое испытание...»
Только в конце зимы бригада нефтепроводчиков под авторским надзором проектировщиков «Нефтепроводпроекта» сумела приступить к работам по укладке секций в воду - лёд встал. Трубы растащили тракторами вдоль намеченной подводной трассы. На тракторах сняли кабины - опасались, что техника может утонуть, проломив некрепкий ещё лёд.
Развозку труб закончили 14 марта 1942-го, провели газосварочные работы. А потом самое ответственное и трудное: взрывали лёд и бережно опускали в пробитый канал металлическую нитку нефтепровода. Ещё на поверхности её несколько раз подвергали опрессовке и только потом, убедившись в работоспособности, начинали спуск под воду.
Прокладка трубопровода через пролив закончилась 22 марта 1942 года. Вместо запланированных 86 дней строители справились с задачей за небывало короткий срок - 20 дней! Для подводных работ были привлечены водолазы ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения).
Из телеграммы в правительство СССР: «Коллектив 1-го отделения, вдохновлённый победами Красной Армии в борьбе с фашистскими гадами по освобождению советской территории от фашистской нечисти, выполнил 22 марта квартальный план и сдержал своё слово... Коллектив готов выполнить любое новое задание правительства...»
За военные годы по нефтепроводу Оха – Софийск было перекачано почти 1,5 млн тонн нефти. Конечно, это небольшой объём в сравнении с общим количеством добытых советскими нефтяниками во время войны жидких углеводородов. Но надо учитывать, что в те годы каждая капля нефтепродуктов была на вес золота. 


За годы войны было построено 1,3 тысячи километров магистральных нефтепродуктопроводов


 Особое место в истории «Гипротрубопровода» занимает проектировка и прокладка в 1942 году бензопровода в блокадный Ленинград. 35-километровый трубопровод по дну неспокойного Ладожского озера в сложнейших боевых условиях - под непрерывными обстрелами и бомбардировками - был сооружён всего за 54 дня и поставил защитникам города около 50 тысяч тонн горючего.
После разгрома гитлеровцев под Сталинградом при участии специалистов «Гипротрубопровода» прокладывался трубопровод Астрахань - Саратов. Любопытно, что при его строительстве пришлось использовать трубы магистрали Баку - Батуми, демонтированные в 1942 году, когда вермахт рвался в Закавказье. Работы на трассе длиной 685 км удалось завершить за рекордные восемь месяцев.
А в 1944 году был проложен нефтепродуктопровод в Румынии протяжённостью 225 км из города Плоешти в порт Рени. По этой магистрали горючим снабжались наступающие войска Красной Армии. Всего же за годы войны построено 1,3 тысячи км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

 

Дмитрий ГОЛИКОВ 

Красная звезда