Наверх

АО «Гипротрубопровод»: от «Дружбы» до «Заполярья»

Дата публикации: 22 Сентября 2015 Распечатать

Более 75 лет АО «Гипротрубопровод» работает в области проектирования систем магистральных трубопроводов. Все это время специалисты проектного института на высоком уровне эффективно решают самые сложные задачи по выполнению инженерных изысканий и разработке проектно-сметной документации на новое комплексное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов трубопроводного транспорта в различных климатических и геологических условиях. Рождение организации было связано с требованиями предвоенного времени, когда стремительно расширялась география добычи нефти и газа и возникла острая необходимость хранения и перекачки жидких углеводородов от месторождений к промышленным регионам СССР.

 

      Орден за «Дружбу»

Предприятие одним из первых в истории отечественного транспорта нефти приступило к проектированию нефтяных магистралей. Сегодня на счету института уже тысячи запроектированных объектов нефтепроводов, протянувшихся по территории бывшего Советского Союза от  Урала и Поволжья  до западных границ бывших союзных республик, ныне независимых государств, и  далее – по территориям европейских стран.

С момента образования института инженеры выполняли производственные задания не просто повышенной, а чрезвычайной сложности. Наглядным примером могут служить объекты, возведенные в годы Великой Отечественной войны. Это и продуктопровод, построенный в кратчайшие сроки (за 43 дня) по дну Ладожского озера к блокадному Ленинграду, и нефтепровод  Астрахань – Саратов, строительство которого проходило под постоянными налетами вражеской авиации, и проектирование уникальной глубоководной магистрали Оха – Софийск, соединившей месторождения Сахалина с материком.

В военное и послевоенное время проектировщики работали практически во всех регионах страны – на севере и юге, в Сибири, в Центральной полосе, в Азии и на Кавказе, но одним из главных событий советского периода, несомненно, стало проектирование, строительство и запуск в эксплуатацию системы магистральных нефтепроводов «Дружба». 

Решение о создании уникального по тем временам сооружения было принято 18 декабря 1959 года на сессии Совета экономической взаимопомо­щи – межправительственной организации, объединявшей социалистические страны Восточной Европы. Государ­ственному институту по про­ектированию магистральных трубопроводов по­требовалось всего несколько месяцев для выдачи чертежей трассы. Меньше чем через год – 10 декабря 1960 года – на­чалось строительство нефтя­ной магистрали.

К работе над «Дружбой» были привлечены практически все сотрудники института и его филиалов. Пона­чалу предполагалось, что они возьмут на себя только «свою», «совет­скую», часть нефтепровода: от начальной точки – НПС «Лопатино» – до государ­ственной границы СССР. Но в ходе реализации проекта выяснилось, что и зарубежные участки надо не только курировать, но фактически и дорабатывать советским специалистам – коллегам из соцстран не хватало опыта и знаний.

В результате совместных усилий  была разработана грандиозная система, перекачивающая жидкие угле­водороды из мест добычи – Волжского нефтяного бас­сейна – в страны Восточной Европы. Только по территории Советского Союза протяжен­ность нефтепроводов составила около 3000 км, а с учетом отводов – более 5100 км. С проектами подобной слож­ности и масштаба советская промышленность прежде не сталкивалась.

Действуя по разработкам инженеров «Гипротрубопровода», строители нефтяной магистрали  уложили 730 тыс. т. труб диаметром от 529 до 1020 мм, извлекли около 20 млн. тонн грунта, построили подводные переходы, которые  пересекли крупные реки: Волгу, Оку, Днепр, Днестр, Дунай, Одер, Тиссу, а также множество небольших водных преград. Проектировщики также предусмотрели пересечение нефтепроводом более 400 автомобильных дорог и 120 железнодорожных путей.

За успешное выполнение важного для государства проекта – создание международной системы нефтепроводов «Дружба» и большие достижения в области проектирования, коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

     В составе «Транснефти»

 

За 50 с лишним лет, прошедших со времени создания «Дружбы» инженеры института разработали множество принципиально новых технических решений, создали типовые проекты насосных станций в блочно-комплектном и блочно-модульном исполнении. Их применение в свое время коренным образом изменило традиционные подходы к строительству.  Новые технологии, прежде всего, были востребованы в труднодоступных районах Западной Сибири, где развитие нефтепроводного транспорта два с половиной десятилетия велось широким фронтом с применением труб диаметром 1200 мм.

Омск, Иркутск, Сургут, Анжеро – Судженск, Курган, Красноярск, Уфа, Тюмень и многие другие города и небольшие поселки появились на нефтяной карте страны во многом благодаря научно-производственным разработкам инженеров «Гипротрубопровода».

С 1993 года проектный институт является организацией системы «Транснефть» и представляет собой стабильно и динамично развивающуюся организацию, успешно сочетающую проверенные временем традиции с новаторским подходом в профессиональной деятельности.

В 2007 году институт стал генеральным подрядчиком
ОАО «АК «Транснефть» по выполнению проектно-изыскательских работ, проведению авторского надзора на строящихся и реконструируемых объектах ОАО «АК «Транснефть». Это дало новый импульс его развитию.

Свое профессиональное кредо специалисты АО «Гипротрубопровод» также успешно доказывают разработкой высокотехнологичных проектов, применением инновационных технических решений.

Преемникам новаторов 60-х – 70-х годов ХХ века есть чем гордиться. В постсоветское время созданы такие крупные нефтепроводные объекты, как Балтийская трубопроводная система, более чем на 4000 км протянулась магистраль Восточная Сибирь –Тихий океан, по которой около трех лет осуществляется полномасштабная транспортировка нефти на Дальний Восток и на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион. В непростых условиях российского Крайнего Севера заканчивается прокладка по-своему уникальной нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе – Самотлор.

В условиях вечной мерзлоты и крайнего разнообразия грунтов (среди которых твердомерзлые, пластично-мерзлые, сильно и слабо льдистые и др.) более трехсот км  самого северного нефтепровода «Транснефти» проектировщики предложили вести над землей, на свайных опорах; а во избежание растепления грунтов, что отрицательно сказалось бы на экологической обстановке, для подземной части в проект были включены трубы с двойной изоляцией. Чтобы вязкая северная нефть не застывала при низких температурах, инженеры предусмотрели создание пунктов подогрева на трассе.

За разработку нового поколения строительных технологий и конструкций, их промышленное производство и внедрение при строительстве нефтепровода Заполярье –Пурпе представители института включены в число лауреатов  премии правительства Российской Федерации. Также «Транснефть» и «Гипротрубопровод» в этом году стали обладателями диплома Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ в номинации «100 лучших изобретений России» за разработку «Способ транспортировки нефти по трубопроводу путем реверсивной перекачки».

 

     Высокое качество

 

В настоящее время институт наращивает свои производственные мощности, осуществляет четкое планирование и выстраивание системы управления и технического развития, создает благоприятные условия для проведения инженерных изысканий и качественной разработки проектной продукции в установленные директивные сроки.

В целях эффективного взаимодействия АО «Гипротрубопровод» с профильными предприятиями системы «Транснефть» в восьми российских городах успешно работают проектные филиалы института, два специализированных – «Инженерные изыскания» и «Центр проектирования систем автоматизации и связи» – активно функционируют в Москве.

Один из самых «молодых» – филиал в Казани. Он был создан в январе 2015 года.

Благодаря ему с АО «Транснефть–Прикамье», нефтетранспортным предприятием, осуществляется тесный и прямой контакт, а вместе с головным предприятием коллектив квалифицированных инженеров-проектировщиков в Казани способен решить любую плановую и внеплановую задачу.

76-летний опыт успешной проектной деятельности  АО «Гипротрубопровод», высокий профессиональный уровень специалистов, использование передовых технологий позволяют уверенно применять комплекс организационно-технических и конструкторско-технологических решений при проектировании объектов трубопроводного транспорта и обеспечивать высокое качество всех видов работ.

Читать полностью

Газета «Республика Татарстан